Все умрут, а я останусь:
Все умрут, а я останусь: Ненормативная Лера
Катя ТАРХАНОВА, 22 октября 2008
«Все умрут, а я останусь», 2008
Режиссёр: Валерия Гай Германика
Сценарий: Юрий Клавдиев, Александр Родионов
Оператор: Алишер Хамидходжаев
Продюсеры: Дарья Хлёсткина, Игорь Толстунов
В ролях: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Донатас Грудович, Ольга Лапшина, Инга Стрелкова-Оболдина, Гарольд Стрелков, Ольга Шувалова и другие.
Проект «Валерия Гай-Германика» развивается скорее и успешнее, чем, к примеру, проект «Богиня Литвинова» или проект «Ксения Собчак». Основания тому есть: новый фильм
отнюдь не глуп и не бездарен, в нем очень много интересного. Но
сказать, что «проект» состоялся, пока не получается — так же, как не
получается назвать фильм хорошим.
Он снят выше всяких похвал. Никакого евроремонта вокруг
храма Христа Спасителя — редкий случай, когда виден нынешний стиль
совка. Район правильный, спальный, школа, мебель в квартире, гаражи,
свет, обрывочные наезды, трава, улицы — в общем, так можно жить, вполне
как у Ларри Кларка. Вторая похвала — за разговоры. Типа да. Третья — за
яркие характеры. Если взять по отдельности каждую из девчонок, вплоть
до эпизодических, а также математичку, завуча, маму-папу и «Алекса», и
не «Алекса» — видали мы таких. Кто на Смирновке, на Хохловке, кто в
Вешняках. Особенно точно, что Катя, тезка моя, по геометрии соображает,
в отличие от «подруг». Сразу ясно, что будет ей «судьба», а у других
только терки.
Несколько хороших эпизодов, начиная с кота. Фильм
начинается тем, что три девятиклассницы (характерно — не «ашки»,
«бэшки») хоронят во дворе любимого кота Томаса, трепетно завернутого в
белый саван. С его похорон дискотека не задалась — им с утра обещали в
субботу дискотеку. Но тут и возникают проблемы. Недаром в истории кино
так мало фильмов про школу. Могло бы быть много больше. Но каждый идет
на риск, когда лезет в это дело. В школу ходили все, и обмануть очень
трудно. Сразу видно, когда не то. Рядом с точными мелочами в фильме по
сюжету идут сплошные косяки. По-другому не скажешь. Не ходят
математички домой к девятиклассницам за такую ерунду. Не верю. Не
отменяют дискотеку по всей школе, если одна девятиклассница дома
не ночевала. У подруги осталась, и что? Не клянутся в «вечной дружбе»,
не проверив на вшивость, считая с детского сада. Не сдают назавтра
после клятвы, причем только потому, что в туалете из одиннадцатого
напали. Да и напали всего ничего, а их двое было. Неправда.
И назавтра новую придурочную «подругу» не заводят из
принципа. Многоходовую интригу с ее приходом перед дискотекой, чтобы
выскочить в окно, не устраивают. Это глупость, притянутая за уши. По
ходу сюжета возникает протест, что из нормальных девчонок он делает
идиоток. Причем все трое — хорошенькие, грудастые, длинноногие и не
нищие. У них — вкус и цвет, ни одного вулканического прыща, лишнего
веса или семьи многодетных алкоголиков. У них действительно — три
актуальных вопроса: выпить, покурить и трахнуться наконец. Это могло бы
быть нормально для девятого класса, если бы не навязанный «сюжет». Дети
взбунтовались бы против родителей, и неизвестно еще, чем бы кончилось.
«В одной школе был такой случай», в нашем пионерлагере вообще поезд
девочку переехал. Поезд ушел, а ножки прыгают. Какую к таким фактам
биографии структуру подберешь?
В фильме сценарные проблемы вылезают буквально через
каждую сценарную удачу. Пили-курили — хорошо, трахнул и тут же сдал —
хорошо, ногой в живот — хорошо. Но ведь по сути там так ничего и не
происходит. Дальше — не спойлеры, вы же не знаете, с кем что именно. Но
одна просто упилась до беспамятства, другая попробовала травы, третья
лишилась невинности, была бита соперницей и заговорила матом не с теми,
с кем раньше. Ну, и? Бывает через одного. А благодаря сценарной фальши
такое «ничего» вдруг становится событием. Те самые слова «все помрут, а
я останусь», которые хоть что-то должны значить, вдруг становятся
пафосными. Они значат, что за событие, за «социалку», «сермяжную
правду» выдается, простите, фуфло. Можно было бы сказать более печатно,
но все хорошее в фильме располагает к дворовой лексике.
В итоге попытка смелости обернулась своей
противоположностью. Фильм было бы нужно расклеить и снова склеить — без
сюжета, без «проекта», а вот просто о том, насколько ничего не
происходит. Тогда, может, был бы шедевр, хотя уже строго по
гамбургскому счету. Хотя на фоне сегодняшнего совкового кино фильм все
равно выглядит прилично.
Источник: http://www.kinokadr.ru/articles/2008/10/22/alludie.shtml |